- МИД Маргарет
- (1901-1978) -американский этнопсихолог, этнограф и социолог. Получила образование в Колумбийском ун-те (1924). Ученица Ф. Бо-аса и Рут Бенедикт. В 1929 г. защитила докт. дис, работала сотрудником, а позднее куратором отделения этнологии Американского музея естественной истории. Профессор антропологии Колумбийского ун-та (1954) и ун-та Фордем (1968). Исследовала проблемы социализации детей в разных культурах. Проводила полевые этнографические исследования на Самоа, островах Адмиралтейства, в Новой Гвинее, на Бали. Исследовала целый круг проблем — от развития половой идентификации и особенностей дето-ро-дительских отношений до структуры национального характера и причин конфликтов между разными поколениями. Доказывая ведущую роль социокультурных факторов в психическом развитии детей, показала, что особенности полового созревания, формирования структуры самосознания, самооценки зависят в первую очередь от культурных традиций данного народа, особенностей воспитания и обучения детей, доминирующего стиля общения в семье. Ввела в психологию термин инкультурация. Развивая теорию модальной личности Р. Бенедикт, показала, что существует ограниченный набор типов темперамента, каждый из которых характеризуется определенным сочетанием врожденных качеств и способов поведения (в частности, выражения эмоций), одобряемых в данном обществе. При этом социально одобряемое поведение (главным образом половое поведение) стилизуется культурой в соответствии с контрастирующими моделями темперамента. Поэтому те люди, чей темперамент не совместим с типом социальных эмоций, требуемым данной культурой, оказывается в уязвимом положении и его отчуждение от общества является, с точки зрения М., вполне закономерным и прогнозируемым. Автор трудов: Взросление на Самоа, 1928; Как растут на Новой Гвинее, 1930; Пол и темперамент в трех примитивных обществах, 1935; Исследования национального характера, 1951; Культура и преемственность, 1970. Т.Д. Марцинковская
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.